Синология.Ру

Тематический раздел


Влияние металлообработки на производство керамических, каменных и костяных изделий в эпоху Шан-Инь

(XVI-XI вв до н.э.)
 
В археологических комплексах шан-иньского времени встречаются сходные по формам или орнаментации предметы, изготовленные из различных материалов (рис. 1-6). Рис. 1. Керамические сосуды, подражающие бронзовым, из раскопок Западного сектора Инь-сюя (см. [8, стр. 79]).Рис. 1. Керамические сосуды, подражающие бронзовым, из раскопок Западного сектора Инь-сюя (см. [8, стр. 79]).Автору статьи не известны специальные исследования, посвященные вопросу взаимовлияния различных производств в эту эпоху[1]; принято считать, что  сначала керамические формы копировались в металле, а затем шел обратный процесс имитации бронзовых изделий в гончарном производстве[2]. В отдельных случаях археологи фиксируют подражание металлическим изделиям, прежде всего, в керамике (см. [8, с. 61]). Данная статья ставит целью проследить влияние бронзовых изделий на предметы, изготовленные из других материалов, и поиск возможных причин этого явления.
 
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 1. Керамический сосуд (см. [10, стр. 215, илл. 6, № 11])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 1. Керамический сосуд (см. [10, стр. 215, илл. 6, № 11])Не останавливаясь на вопросе о сходстве форм металлических и керамических сосудов, относительно которых могут существовать различные мнения о направлении копирования, следует отметить некоторые бесспорные случаи воспроизведения бронзовых моделей в гончарном производстве. Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 2. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 274])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 2. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 274])При раскопках в западном секторе Инь-сюя[3] в ряде погребений были обнаружены керамические изделия, копирующие металлические образцы, предположительно относящиеся к четвертому периоду Инь-сюя[4];  в отчете о раскопках они приводятся в отдельной иллюстрации (рис.1). Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 3 Бронзовый сосуд (см. [7, стр. 74, рис.49, № 2])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 3 Бронзовый сосуд (см. [7, стр. 74, рис.49, № 2])Исследователи указывают на существование социальных причин для появления подобных изделий, но никаких объяснений относительно этого утверждения в публикации не дано (см. [8, с. 113]). Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 5. Ручка бронзового сосуда (см. [7, ч/б. илл. XXXVI, № 1])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 5. Ручка бронзового сосуда (см. [7, ч/б. илл. XXXVI, № 1])Материалы из Эрлитоу[5] наглядно демонстрируют сходную тенденцию имитации бронзовых образцов в керамике: по форме сосуды № 1 и № 2 копируют металлические кубки № 4 и № 6 и настолько отличаются от остальной керамики, представленной в таблице, что по внешнему виду их можно принять за бронзовые (рис. 6). Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 6. Бронзовый сосуд (см. [7, ч/б. илл. XXXII, № 1])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 6. Бронзовый сосуд (см. [7, ч/б. илл. XXXII, № 1])Кроме этого, следует обратить внимание на длинные тонкие ножки кубков; в металле за счет прочности материала они сохраняются в изначальном состоянии на протяжении веков, а в глине легко ломаются и мало способствуют удобству практического использования сосуда (рис. 8).
 
Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 4. Каменная крышка (см. [7, ч/б. илл. CLXIX, № 6])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 4. Каменная крышка (см. [7, ч/б. илл. CLXIX, № 6])Переходя к орнаментации, следует обратить внимание на несколько особенностей оформления бронзовых сосудов. Прежде всего, орнамент располагается на сосудах вертикальными поясами, иногда тонкими, так что большая часть поверхности остается гладкой (рис. 2.1, 5.1); в других случаях несколько  последовательно расположенных полос орнамента покрывают практически всю поверхность сосуда (рис. 2.7, 3.5)[6]. Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 7. Орнамент на керамических сосудах (см. [5, рис. 31 (верхний фрагмент)])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 7. Орнамент на керамических сосудах (см. [5, рис. 31 (верхний фрагмент)])Наиболее распространенным мотивом являются маски тао-тэ различной степени схематизации (рис. 2.7, 3.2, 5.1); все остающееся свободным от основного рисунка место заполняется спиралями с прямыми или скругленными углами (рис. 2.7). Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 9. Керамический сосуд (см. [8, илл. 8, № 2])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 9. Керамический сосуд (см. [8, илл. 8, № 2]) Часто встречаются рельефные изображения: верхняя часть вертикальных ручек оформляется в виде головы животного, из пасти которого она начинается  (рис. 2.5, на рисунках 2.8 голову животного трудно увидеть за счет плохого качества иллюстрации); ручки крышек сосудов изображаются в виде дракона (рис. 2.3); на центральной поверхности сосуда помещаются рельефные звериные морды (рис. 2.1, 2.8)[7]. Бесспорных доказательств первичности применения всех этих особенностей в металле нет, поскольку эти детали не связаны напрямую с производственным процессом. Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 8. Орнамент на бронзовом сосуде (см. [7, стр. 22, рис. 11, № 1])Рис. 2. Орнаментация сосудов: № 8. Орнамент на бронзовом сосуде (см. [7, стр. 22, рис. 11, № 1])Тем не менее, можно высказать предположение о том, что влияние шло именно от бронзовых изделий, поскольку в металле подобная орнаментация легко воспроизводится при отливке, в то время как прорисовка или моделирование керамики или резьба по камню и кости гораздо более трудоемкий процесс. В любом случае, все вышеперечисленные особенности орнамента встречаются на керамике (рис. 2.2, 2.6, 2.9) и изделиях из камня (рис. 2.4).
 
Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 2. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 240])Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 2. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 240])На сосудах эпохи Шан-Инь часто встречаются более или менее выпуклые вертикальные выступы, часто одновременно являющиеся осью симметрии для орнамента, покрывающего сосуд (рис. 3.2, 3.5). Для объяснения происхождения этих выступов следует обратиться к производственному процессу изготовления  металлических сосудов.
 
Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 5. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 335])Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 5. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 335])В китайском бронзолитейном производстве, как известно по раскопкам мастерских в Чжэнчжоу[8]и Инь-сюе, отливка сосудов производилась в разъемных глиняных формах, состоящих из нескольких вертикальных и горизонтальных секций, и одного или нескольких сердечников (см. [3]). Рис. 3. Литейные швы и их имитации: №  1. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 36])Рис. 3. Литейные швы и их имитации: №  1. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 36])Чтобы остывший сосуд можно было легко вынуть из формы, для отливки круглых сосудов чаще всего использовалось деление на три вертикальных секции, для прямоугольных – на четыре. Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 4. Керамические сосуды (см. [5, рис. 2, № 1, 2, 5, 7])Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 4. Керамические сосуды (см. [5, рис. 2, № 1, 2, 5, 7])На стыке глиняных форм, если они не были вплотную подогнаны друг к другу, могли происходить более или менее значительные смещения, ведущие к образованию видимых невооруженным взглядом литейных швов (рис. 3.1). Для сокрытия подобного недостатка излишки металла либо скалывали, либо обрабатывали таким образом, что эти швы производили впечатление декоративных выступов (рис. 3.2). Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 6. Керамический сосуд (см. [8, илл. 8, № 3Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 6. Керамический сосуд (см. [8, илл. 8, № 3В дальнейшем подобные декоративные швы начинают применяться на центральных плоскостях сосудов, вне зависимости от производственной необходимости (рис. 3.2; общее количество выступов на этом сосуде – шесть: три из них находятся на месте литейных швов, и три выполняют чисто декоративные функции). Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 3. Сосуд из яшмы (см. [7, цв. илл. XIV, № 1])Рис. 3. Литейные швы и их имитации: № 3. Сосуд из яшмы (см. [7, цв. илл. XIV, № 1])Верхний край выступов украшали прорезями, и такие же прорези появляются на закраинах плоских предметов, ножей и оружия (рис. 3.2, 4.1). Имитации литейных швов, декоративных выступов и прорезных закраин часто встречается на керамике (рис. 3.4, 3.6), изделиях  из камня (рис. 3.3, 4.2, 4.4, 4.5) и кости (рис. 4.3).
 
Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 1. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 24])Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 1. Бронзовый сосуд (см. [4, ч/б. илл. 24])Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 4. Керамические сосуды (см. [5, рис. 9, № 5, 6])Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 4. Керамические сосуды (см. [5, рис. 9, № 5, 6])При осмотре бронзовых сосудов на поддоне часто можно заметить отверстия, круглые, крестообразные или овальной формы, в нижней части изделия (рис. 2.1, 5.1). Их появление обусловлено тем, что для образования полого поддона нижняя часть сосуда при отливке была заполнена сердечником, который должен был опираться на стенки формы, чтобы в образовавшийся зазор мог проникнуть металл для формирования стенок поддона. Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 2. Яшмовый сосуд (см. [7, ч/б. илл. LXXXIII, № 4])Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 2. Яшмовый сосуд (см. [7, ч/б. илл. LXXXIII, № 4])Подобные отверстия существуют и на сосудах из керамики (рис. 5.3, 5.4) и камня (рис. 5.2), и также являются имитацией особенностей изделий из бронзы.
 
Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 3. Керамические сосуды (см. [5, рис. 6, № 5, 11])Рис. 5. Образцы отверстий в поддоне: № 3. Керамические сосуды (см. [5, рис. 6, № 5, 11])Копирование вышеперечисленных особенностей бронзовых изделий – форм и орнаментации сосудов, литейных швов, декоративных закраин и отверстий в поддоне – в керамике, камне или кости не имело производственной обусловленности; в большинстве случаев имитация была значительно более трудоемкой по сравнению со стандартными методами изготовления изделий.
 
Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 1. Бронзовые ножи (см. [7, ч/б. илл. LXV, № 1, 2])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 1. Бронзовые ножи (см. [7, ч/б. илл. LXV, № 1, 2])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 1. Бронзовые ножи (см. [7, ч/б. илл. LXV, № 1, 2])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 1. Бронзовые ножи (см. [7, ч/б. илл. LXV, № 1, 2])Разъяснить эту ситуацию могут письменные источники более позднего времени. По материалам памятников династии Чжоу, в особенности относящихся к периодам Чуньцю и Чжаньго, можно сделать заключение, что бронзовые сосуды широко применялись в ритуальных практиках, которые устанавливали и поддерживали определенную иерархию в обществе. Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 2. Ножи из яшмы (см. [7, цв. илл. XX’, № 3])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 2. Ножи из яшмы (см. [7, цв. илл. XX’, № 3])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 3. Костяные шпильки (см. [7, ч/б. илл. CLXXX, № 1 (выборочно)])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 3. Костяные шпильки (см. [7, ч/б. илл. CLXXX, № 1 (выборочно)])При применении сосудов в различных ситуациях существовали многочисленные ограничения по количеству, формам и размерам. Не пытаясь перенести эти установления на время правления династии Шан-Инь, следует отметить, что археологические материалы подтверждают важное значение бронзовых сосудов. Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 4. Яшмовые подвески (см. [7, ч/б. илл. CIV, № 2])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 4. Яшмовые подвески (см. [7, ч/б. илл. CIV, № 2])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 5. Яшмовые секиры (см. [7, ч/б. илл. CXVI, № 1])Рис. 4. Декоративное оформление закраин: № 5. Яшмовые секиры (см. [7, ч/б. илл. CXVI, № 1])В наиболее крупных и богатых сопроводительным инвентарем погребениях обнаруживается значительное количество бронзы, так, что именно по количеству и качеству металлических изделий зачастую судят о социальном положении владельца могилы.
 
Поскольку обладание бронзовыми сосудами показывало высокий социальный статус владельца, всегда существующие тенденции к повышению своего положения могли вызвать подражание формам этих сосудов. При правлении следующей за Шан-Инь  династии Западное Чжоу (XI в. - 770 г. до н.э.) металл на отливку бронзового сосуда даровался правителями, и производство изделий из бронзы находилось под контролем. Вероятно, что подобная система существовала и ранее, и поэтому имитация не могла производиться в металле. Керамика в этом случае была оптимальным материалом для изготовления копий; сосуды-подделки могли удовлетворять амбициям владельца при жизни, и его окружения после смерти. Также возможно, что в некоторых случаях керамические копии выполнялись, когда бронзовые оригиналы по тем или иным причинам не могли быть использованы.
 
Рис. 6. Керамика и бронза из Эрлитоу: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10 керамика; 4, 6 бронза; 9 фрагмент лакированного изделия (см. [11, стр. 203])Рис. 6. Керамика и бронза из Эрлитоу: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 10 керамика; 4, 6 бронза; 9 фрагмент лакированного изделия (см. [11, стр. 203])Что касается каменных сосудов, прежде всего из нефрита, то имитация в данном случае не несла социальной нагрузки, поскольку роль этих сосудов в ритуалах была, возможно, даже более значимой, чем изделий из бронзы. Находки таких сосудов редки, и они присутствуют только в богатых погребениях с большим количеством бронзовых предметов. В данном случае подражание формам и орнаментации металлических сосудов имело, скорее всего, декоративные функции, а также могло быть данью традиции.
 
Удачные художественные решения в орнаментации и декоративном оформлении деталей, которые предлагали изделия из металла, могли служить основой для их внедрения в косторезное и камнерезное производствах. Распространение определенных мотивов в то или иное время может отражать тенденции вкусов населения, и служить основанием для составления микро-хронологии.
 
Таким образом, в данной работе на конкретных примерах прослежено влияние бронзолитейного производства на изделия из других материалов, и указаны некоторые причины этого. Копирование металлических сосудов в керамике, предположительно, имело целью удовлетворение извечного человеческого желания повысить свой социальный статус; в некоторых случаях имитации имели место, если оригинальные сосуды не могли использоваться. Копирование форм и орнаментации бронзовых изделий в камне и кости не было социально обусловлено, и отражало меняющиеся запросы населения. Когда какой-то мотив становился популярным, он начинал изображаться во всех возможных материалах вне зависимости от трудозатрат на его воспроизведение.
 
На основании этих материалов в будущем планируется разработать критерии выявления в центрах, в которых не обнаружено металлических предметов, влияния бронзовых изделий. В настоящее время наличие или отсутствие бронзовых изделий или явных следов металлообработки является основным критерием, предопределяющим вывод о знакомстве культуры с металлом, и, соответственно, ее датирование. Однако шанс обнаружить при раскопках бронзовый инвентарь намного меньше, чем изделия из других долговечных материалов; поэтому поиск систем датирования по керамике, каменной и костяной продукции может стать перспективным направлением исследований.
 
Литература:
  1. Кожин П.М. О хронологии Иньских памятников Аньяна. - Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990.
  2. Кучера  С. Китайская археология 1965-1974 гг.: палеолит – эпоха Инь. М., 1977.
  3. Хуа Цзяомин, Ма Фугэн и др. Фу-хао му цинтун ци цюнь чжуцзао цзишу дэ яньцзю (Исследование техники отливки группы бронзовых изделий из могилы Фу-хао), - Вэньу цзыляо цункань, 1981, №1, 244-272.
  4. Хэнань чуту Шан Чжоу цинтунци (Бронзовые предметы династий Шан и Чжоу, обнаруженные в пров. Хэнань). Пекин, 1981, Т.1.
  5. Хэнань шэн вэньхуа цзюй вэньу гунцзо дуй (Рабочий отряд по охране и изучению памятников материальной культуры Хэнаньского провинциального управления по делам культуры). Чжэнчжоу Эрлиган (Эрлиган близ Чжэнчжоу). Пекин, 1959.
  6. Чжунго дабайкэ цюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археология). Пекин-Шанхай, 1986.
  7. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо (Института археологии АОН КНР).  Инь-сюй Фу-хао му (Могила Фу-хао в Инь-сюе). Пекин, 1985.
  8. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Аньян гунцзо дуй (Аньянский рабочий отряд Института археологии АОН КНР).  1969-1977 нянь Инь-сюй сицюй муцзан фацзюэ баогао (Отчет о раскопках захоронений в западном секторе Инь-сюя). - Каогу сюэбао, 1979, №1.
  9. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Шаньдун гунцзо дуй и др. (Шаньдунский рабочий отряд Института археологии АОН КНР).  Шаньдун Цзоусянь гудай ичжи дяоча (Обследование древнего памятника в уезде Цзоусянь пров. Шаньдун). - Вэньу цзыляо цункань, 1983, №8.
  10. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Эрлитоу дуй (Эрлитоуский отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР).  Хэнань Яньши Эрлитоу гундянь ичжи (Остатки дворца в Эрлитоу уезда Яньши пров. Хэнань). - Каогу, 1983, №3.
  11. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Эрлитоу дуй (Эрлитоуский отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР).  1980 нянь цю Хэнань Яньши Эрлитоу  ичжи фацзюэ цзянь бао (Краткий отчет о раскопках памятника в Эрлитоу уезда Яньши пров. Хэнань осенью 1980 г.). - Каогу, 1983, №3. 
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXV научная конференция / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. Н.П.Свистунова. – М.: Вост. лит., 2005. – 311 с. – ISBN 5-02-018484-5 (в обл.). С. 16-24.


  1. В связи с тем, что литература по археологии Китая в московских библиотеках представлена в лучшем случае до начала 1990-х годов, существует возможность, что в течение последних 15 лет подобные исследования появились.
  2. Материалы на сайтах Guggenheim, tpt.org, The Metropolitan Museum of Art
  3. Инь-сюй, или развалины Иньской столицы, находится близ г. Аньян в пров. Хэнань; в XIV-XI вв до н.э. здесь находилась столица династии Шан (см. [6, с. 610]).
  4. К четвертому периоду Инь-сюя относится время правления Ди-и (1191 – 1155 до н.э.) и Ди-синя (1154 – 1122) (см. [6, с. 611]).
  5. Эрлитоу – крупный археологический памятник, относящийся к XIX – XV вв. до н.э.;  находится в уезде Яньши пров. Хэнань (см. [6, с. 118]).
  6. В данном абзаце не рассматривается орнаментация сосудов в виде животных, асимметричные формы которых требовали другого расположения рисунков.
  7. Форма и расположение этих рельефных морд позволяют предположить, что они происходят из вышеупомянутой традиции изображения верхней части вертикальных ручек в виде головы животного.
  8. В Чжэнчжоу находится крупный археологический комплекс, относящийся к XV вв до н.э.;  находится в пров. Хэнань (см. [6, с. 649]).

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.